РУС БЕЛ ENG

Выпускнику

Пример Пример
Пример
Пример

Учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» разработан

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

О целевой подготовке

18.03.2024

В 2024 году абитуриенты, поступающие на условиях целевой подготовки, как и в прошлом году, сдают внутренний экзамен по первому профильному предмету. Конкурс будет выстраиваться на основе суммы среднего балла аттестата (диплома колледжа) и балла, полученного на внутреннем экзамене. Также целевиков ждёт несколько нововведений:

В обновлённых Правилах приема для получения высшего и среднего специального образования указано, что для абитуриентов-целевиков вводится нижний порог среднего балла аттестата не ниже 7. Но если такой абитуриент захочет поступать на наиболее востребованные экономикой специальности, то в таком случае ограничений по минимальному баллу аттестата нет: он может быть и ниже 7.

Проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в вузы на условиях целевой подготовки и на общих основаниях смещаются на начало июля 2024 года — после выдачи аттестатов и дипломов выпускникам школ и колледжей.

Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам в 2024 году

Чтобы участвовать в конкурсе на целевое обучение, абитуриенты должны будут подать в приёмную комиссию вуза, собственно, договор о целевой подготовке и рекомендацию с последнего места работы (службы) или педагогического совета учреждения образования, которое окончил абитуриент. А также медицинскую справку; документ, удостоверяющий личность; характеристику из школы или колледжа (для тех, кто окончил школу или колледж в год приёма в вуз).

Напомним, что срок отработки целевого после вуза — 5 лет.

Теперь точно: ЦЭ и ЦТ — 27, 30 мая и 3 июня. Регистрация на ЦТ — в апреле

свернуть

Профориентация

02.03.2023

Формула выбора профессии

ХОЧУ - это ваши интересы, склонности, желания, мечты.

(«Как важно в жизни, помня о желаниях, возможностей своих не забывать!» Э. Асадов.)

МОГУ - это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, т.е. профессиональная пригодность.

(«Берись за то, к чему ты годен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»  И.Крылов)

НАДО - это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии.

(«Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит».  Поговорка)

Если вы сможете совместить Ваши  ХОЧУ, МОГУ и  НАДО, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1. Интересна и привлекательна для вас;

2. Соответствует вашим способностям;

3. Пользуется спросом на рынке труда".

 

                                                                  Советы поступающим !

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории


www.minedu.unibel.by         Министерства образования Республики Беларусь
www.mintrud.gov.by            Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
www.аdu.by                        Национального института образования
www.academy.edu.by          Академии последипломного образования
www.ripo.unibel.by              Республиканского института профессионального образования
www.giac.unibel.by              Главного информационно-аналитического центра Министерства образования                                              РБ 
www.abiturient.by                Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте

Кем быть? Где учиться? Как поступить?

свернуть

Об изменениях в правилах аттестации 11-классников и проведении централизованного экзамена

На сайте Pravo.by опубликовано постановление Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования».

Правовым актом утверждены:

  • Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования;
  • Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена.

Правилами определены:

  • порядок и формы проведения аттестации учащихся;
  • виды итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования;
  • порядок перевода в следующий класс;
  • нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям);
  • условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования;
  • основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний;
  • предоставления права прохождения итоговой аттестации в иные сроки;
  • порядок пересмотра годовой отметки;
  • создания и функционирования комиссий, участвующих в проведении итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

Это касается освоения содержания образовательных программ общего среднего образования в:

  • учреждениях общего среднего образования;
  • специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
  • образовательно-оздоровительных центрах;
  • филиалах государственных колледжей, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел;
  • университетах;
  • академиях.

В частности, Правилами установлено, что результаты в учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (исключение – учащиеся I-II классов, учащиеся III-IV классов) по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оцениваются на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, либо отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или записей «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)», неудовлетворительными – отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)».

Результаты учебной деятельности учащихся I-II классов, учащихся III-IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оцениваются на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.

Оценка результатов по учебным предметам (модулям) осуществляется в соответствии с установленными нормами.

При этом для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются следующие пять уровней учебной деятельности:

  • первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются отметками 1, 2 балла;
  • второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются отметками 3, 4 балла;
  • третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания, описания и анализа действий с объектами изучения, которые оцениваются отметками 5, 6 баллов;
  • четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, объяснение сущности объектов изучения, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются отметками 7, 8 баллов;
  • пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач, самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются отметками 9, 10 баллов.

По учебным предметам, по которым аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено», выставляется:

  • «зачтено», если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности;
  • «не зачтено», если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.

Что касается организации и проведения централизованного экзамена (ЦЭ), то согласно Инструкции он будет проводиться в единые сроки, ежегодно устанавливаемые Министерством образования, с использованием единых экзаменационных работ и бланков ответов.

Осуществлять методическое и организационное обеспечение проведения ЦЭ уполномочен Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ).

За координацию подготовки и проведения ЦЭ в областях и г. Минске отвечают структурные подразделения областных (Минского городского) исполкомов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования.

Организуют и проводят ЦЭ в учреждениях образования, определенных пунктами проведения ЦЭ в основные сроки, резервные дни, иные сроки, организационные комиссии.

Проведение ЦЭ в аудитории обеспечивают педработники.

Документом установлено, что учащимся XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, лицам, допущенным к аттестации в порядке экстерната, получившим на ЦЭ тестовый балл выше 0 (нуля) баллов по стобалльной шкале, выдается сертификат.

Сертификат действителен до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ.

Инструкцией определены в том числе требования к:

  • порядку организации, проведения ЦЭ, пакетирования, передачи, получения, транспортировки и использования экзаменационных материалов, регистрации для участия в ЦЭ, заполнения бланков ответов и их обработки, а также представления результатов и выдачи сертификатов ЦЭ;
  • пунктам проведения ЦЭ, организационным комиссиям.

Ведомственное постановление от 20 июня 2011 г. № 38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» признается утратившим силу.

Постановление № 184 вступает в силу после его официального опубликования.

свернуть

Какие вступительные экзамены придётся сдавать абитуриентам ВУЗов в 2023 году?

Вступительная кампания следующего года видится всем как самая непредсказуемая, особенно для тех молодых людей, которые в 2023-м планируют поступать в ВУЗы (УВО) Беларуси. Причина — в изменении формы экзаменов: внутренние испытания и централизованный экзамен (ЦЭ) активно потеснят привычное и хорошо откатанное за 19 лет централизованное тестирование (ЦТ).
развернуть

Об этом свидетельствуют принятые Министерством образования постановления и информация из интервью чиновников ведомства. Но обо всех планах по порядку и в хронологическом порядке.

В мае 2022 года стало окончательно известно, что выпускные экзамены в школах для 11-классников трансформируются в централизованный экзамен (ЦЭ), причем только по двум учебным предметам — русскому или белорусскому языку (на выбор) и математике.

В первых числах октября 2022г. на сайте pravo.by было опубликовано постановление Министерства образования Беларуси №184 от 11.07.2022 "Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования", содержащее полную инструкцию по проведению нового вида выпускного/вступительного экзамена в нашей стране — централизованного экзамена (ЦЭ) в 2023г. В документе были четко прописаны детали: когда пройдет регистрация, что нужно иметь выпускнику при себе, что можно и что нельзя делать во время экзамена, а также за что его могут удалить из аудитории, а также приведена шкала перевода отметок из 100-балльной системы в 10-балльную для внесения их в аттестат. И снова только по двум предметам – госязыку и математике.

Однако уже 07.10.2022 начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси Сергей Касперович сообщил БелТА о том, что в планах ведомства ввести новую модель правил приема в вузы (УВО) — внутренний экзамен по первому профильному предмету.

Подробнее в материале сайта KudaPostupat.by: 

Вступительный внутренний экзамен в два этапа — для поступающих в вузы: подробности

 

Посмотреть, какой учебный предмет будет первым профильным экзаменом на выбранную вами специальность, а какой - вторым, можно в следующем материале сайта KudaPostupat.by:

1-й и 2-й профильные вступительные экзамены при поступлении в вузы РБ с 2023г. – обновленный перечень


20 октября 2022 года министр образования Беларуси Андрей Иванец провел выездной прием граждан на базе Мядельского райисполкома, во время которого сообщил, что теперь на ЦЭ все выпускники 2023 г. будут сдавать один из госязыков (русский или белорусский) и по выбору — тот учебный предмет, который им может потребоваться при поступлении как второе профильное вступительное испытание.

Подробнее в материале сайта KudaPostupat.by:

Министр образования: с 24.10. по 30.10. в Беларуси пройдут репетиционные централизованные экзамены (РЦЭ)

Кроме того, претерпели изменения и правила приема в ВУЗы абитуриентов по целевому направлению. А именно абитуриенты-целевики в 2023 году будут сдавать только одно внутреннее вступительное испытание по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания. Исключение составляют отдельные специальности, которые определит Министерство образования. Формы проведения вступительного испытания – устная, письменная или практическая.

Подробнее в материале сайта KudaPostupat.by:

У абитуриентов-целевиков вступительная кампания-2023 пройдет в свои сроки и по отдельным правилам

Следует также отметить, что многие вузы уже опубликовали на своих официальных сайтах порядок приема на 2023 год, где вместо внутреннего экзамена как формы вступительного испытания значится ЦТ.

Мы связались с приемными комиссиями некоторых белорусских вузов, где нам рассказали, что в соответствии с законодательством порядок приема они должны были опубликовать в определенные сроки, поэтому документы уже можно найти на сайтах. Однако, как только будет принято новое постановление Министерства образования, где будут узаконены новые анонсированные чиновниками ведомства формы экзаменов, порядок приема будет изменен везде.

Таким образом, по состоянию на 25.10.2022 года сложились следующие формы вступительных экзаменов при поступлении на большинство гражданских специальностей* ВУЗов Беларуси: 

Категория абитуриента

Госязык

(русский или белорусский)

Форма экзамена

1-й профильный экзамен

2-й профильный экзамен

Средний балл документа об образовании

Выпускники школ прошлых лет или выпускники колледжей текущего года (кроме поступающих на сокращ. срок)

ЦТ

Внутренний экзамен в вузе

ЦТ

Выпускники школ текущего года

ЦЭ

Внутренний экзамен в вузе

ЦЭ

Абитуриенты, поступающие по целевому набору

 

Внутренний экзамен в вузе

 

* При поступлении на творческие специальности, в военные, силовые ВУЗы и пр. вступительные экзамены традиционно отличаются.

ИСТОЧНИК: сайт KudaPostupat.by

свернуть